Покупая, к примеру, автомобиль, мы прекрасно понимаем, что он нуждается в постоянном и регулярном техническом обслуживании. Как, впрочем, и любое другое оборудование. Дизель-генераторная установка – не исключение. Ни один, даже самый качественный и дорогой агрегат, не сможет обеспечить стабильную и беспроблемную работу, если он не получает должного ухода. Длительный ресурс и низкая стоимость эксплуатации – все это можно получить только в том случае, если электростанция получает необходимую «порцию внимания» со стороны своего владельца.
Какие работы и с какой периодичностью следует выполнять, как правило, подробнейшим образом описано в инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию, которую необходимо подробно изучить.
Ниже представлена лишь приблизительная схема проведения регламентного технического обслуживания, детали могут отличаться в зависимости от марки станции и двигателя.
Основу составляет ежедневное обслуживание, которое сводится, в основном, к простому осмотру, позволяющему исключить основные неисправности:
- Удаление загрязнений с поверхности электростанции
- Проверка уровня масла, доливка при необходимости (обращайте внимание на марку масла, которая должна в обязательном порядке указываться в карте подготовки станции!)
- Проверка уровня охлаждающей жидкости, доливка при необходимости
- Проверка всех систем электростанции на отсутствие утечек
- Проверка надежности креплений
- Проверка уровня масла в ТНВД и регуляторе оборотов
- Проверка состояния заземления
- Проверка турбонаддува, его креплений и патрубков
- Проверка функционирования и индикации системы управления
- Проверка подогревателя охлаждающей жидкости (при наличии)
- Проверка уровня топлива
После обкатки станции, для которой обычно требуется около 50 часов, необходимо проведение дополнительных работ:
- Проверка затяжки болтов крепления головки блока цилиндров. При необходимости - протяжка
- Может потребоваться замена масла в двигателе, масляного фильтра и масла в ТНВД
- Проверка, а при необходимости – регулировка, зазоров клапанов
- Проверка натяжения приводных ремней
Далее каждые 200-300 моточасов (или каждые 3 месяца, если станция находится в резервном режиме) требуется проведения дополнительного технического обслуживания:
- Проверка напряжения аккумулятора, уровня и плотности электролита (плотность должна быть не менее 1,27), зарядного устройства (при наличии такового), напряжения и частоты на входе зарядного генератора
- Замена масляного фильтра и масла маслосистемы
- Замена топливного фильтра
- Проверка, а при необходимости – замена, воздушного фильтра
- Проверка натяжения приводного ремня
- Промывка масляного фильтра турбонаддува или замена фильтрующего элемента (при наличии фильтра на двигателе)
- Проверка системы подачи воздуха и выхлопной системы на предмет отсутствия засорений и утечек
- Слив конденсата из топливного бака и предварительного топливного фильтра (при наличии отстойника)
Каждые 500-600 часов работы (или каждые 6 месяцев, если станция находится в резервном режиме) требуется проведение еще ряда дополнительных работ:
- Проверка надежности крепления двигателя и остальных узлов электростанции
- Проверка надежности электрических соединений и контактов, устранение подгораний
- Проверка и регулировка клапанных зазоров
- Замена воздушного фильтра
- Промывка трубопроводов и патрубков системы охлаждения, радиатора, маслосистемы и топливной системы двигателя
Наконец, каждые 1000 часов работы (или каждый год, если станция находится в резервном режиме) дополнительно следует обеспечить следующее техническое обслуживание:
- Проверка затяжки болтов головки блока цилиндров
- Проверка работы топливных форсунок, при необходимости – регулировка, очистка.
И напоследок несколько практических советов:
1) Выбирая дизельный генератор или электростанцию, стоит ориентироваться не только на цену и качество, но и на то, каким образом вы будете ее обслуживать. Даже если у вас есть свои квалифицированные и опытные специалисты – механики и электрики – вам потребуются расходные материалы и запасные части, а значит, при общении с поставщиком необходимо обращать особое внимание на возможности их приобретения.
2) При наличии малейших сомнений в квалификации или навыках своих работников, не стоит рисковать. Обслуживание дизель-генератора, как правило, - относительно недорогая услуга, а ремонт или замена в случае поломки обойдется в десятки, а то и сотни раз дороже.
3) Внимательно изучайте условия предоставления гарантии и следуйте им. Как правило, поставщики снимают с себя гарантийные обязательства при несоблюдении ряда важнейших условий, например, при отсутствии соответствующим образом заполненного журнала учета технического обслуживания электростанции.