Дизельный генератор – это автономный источник электрической энергии, электрогенераторная установка, в состав которой входят два основных узла: дизельный двигатель и генератор. Эти два основных узла соединены между собой и монтируются на стальной раме через специальные амортизаторы. Ведущую роль в этой установке играет двигатель, который и вращает электрогенератор для получения электроэнергии. Принцип работы: двигатель при сгорании топлива преобразует полученную энергию в механическую, вращая вал, а генератор, который связан с валом двигателя через муфту, вращаясь, преобразует механическую энергию в электрический ток (закон Фарадея).
Современный дизельный генератор может дополнительно оснащаться устройствами стабилизации напряжения, устройствами защиты от перегрузок и проверки уровня масла, а также различными электрическими системами запуска двигателя. Выпускаемые современными производителями генераторы на дизельном топливе, - это надежные, мощные, экономичные и долговременные поставщики электроэнергии.
Дизель-генераторная станция / установка состоит из силовой установки (дизельный двигатель, генератор), блока управления различных модификаций, жесткой рамы и бака с топливом.
Понятия-аналоги:
дизельная электростанция,
электрогенераторная установка,
дизельный электроагрегат,
дизель-генератор,
дизельгенераторная установка (ДГУ),
Обычно для обозначения менее мощных автономных дизельных источников электроснабжения используют термин «дизель генератор» (ДГ), для более мощных – «дизельная электростанция» (ДЭС). Также используются названия «дизель генераторная установка» (ДГУ) и «дизель электрическая установка» (ДЭУ).
Классификация
Автономные электростанции классифицируются по:
1. виду топлива (дизельные, бензиновые, газовые).
2. назначению (переносные, стационарные)
3. вырабатываемой мощности
4. роду электрического тока, вырабатываемого генератором (переменный, постоянный)
5. продолжительности работы
6. виду пуска (ручной, стартер, автозапуск),
7. способу защиты от атмосферных явлений и вандализма (капот, кожух)
8. виду исполнения (например, на автомобильных и тракторных прицепах)
Устройство дизель-генератора
Двигатель
Ключевой узел любой дизельной электростанции – конечно же, двигатель. На дизель-генераторах используются специальные двигатели высокой надежности промышленного типа, которые предназначены для работы на постоянной частоте. Как правило, это 4-тактные дизельные двигатели. Такой дизель снабжается всеми принадлежностями для постоянного или резервного применения на электростанциях, комплектуются сухим воздушным фильтром, механическим или электронным регулятором оборотов, масляным и топливным фильтрами, датчиками давления и температуры.
Возможно применение двигателей с рядным и V-образным расположением цилиндров. Обычно дизель-генераторы с двигателями с рядным расположением цилиндров имеют более узкую и иногда – более длинную раму по сравнению с дизель-генераторами с V-образными дизелями. Устройство и обслуживание рядных двигателей проще. Редко встречаются рядные двигатели с количеством цилиндров больше 6, таким образом, конструкция и устройство дизель генераторов большой мощности предполагает, как правило, использование V-образного двигателя.
На дизель-генераторах мощностью более 15 кВт используются двигатели с жидкостным (радиаторным) охлаждением. Они имеют более простое устройство, более надежны и легче агрегатов с воздушным охлаждением. Сама конструкция двигателей с радиаторным охлаждением подразумевает такие преимущества, как больший ресурс из-за более равномерного охлаждения, более низкий уровень шума, возможность использования в более широком диапазоне температур.
Генератор
В большинстве современных широко применяемых дизельных установок используются синхронные генераторы переменного тока. Это, как правило, промышленные генераторы с горизонтальной осью синхронного типа, бесщеточные, трехфазные (или однофазные на станциях небольшой мощности) на роликовых подшипниках с самовентиляцией внутри кожуха. Устройство бесщеточных генераторов предполагает наличие системы самовозбуждения с саморегуляцией выходного напряжения. Обмотка выполняется, как правило, из электролитической меди и выдерживает высокие температуры нагрева.
Соединительная муфта
Для обеспечения требуемой соосности двигатель и генератор соединяются вместе при помощи конусной муфты. В случае применения одноопорного генератора (генератора с одним опорным подшипником) роль муфты выполняет специальный гибкий диск.